J3qx

information archive

Градиенты Консенсуса

Posted by j3qx на Июль 13, 2014

Градиенты Консенсуса

 

cover

О чем эта статья. Мы поговорим о том, когда и зачем нам нужно использовать правило Консенсуса для принятия решений командами. Также, я поделюсь с вами интересным инструментом —  картами градиентов консенсуса.  Вы можете свободно скачать, распечатать и использовать их со своими командами.

Правила принятия решений. В статье «Правила принятия решений для команд» мы подробно говорили о том, почему так важно иметь четкие и прозрачные правила для принятия решений.

Основные мысли:

  • Правила явно очерчивают точку принятия решений и разделяют зону обсуждения и зону действий, исключая путаницу между ними.

  • Скрам, как и другие гибкие Agile фреймворки/методологии предполагает коллаборативное принятие решений, учитывающего мнение каждого члена команды.

  • Существуют пять основных правил – Правило Большинства (51%), Делегирование, Квалифицированное Большинство (60%, 75%, 80%), Мультиголосование (и его разновидности), Консенсус.

  • Повсеместное использование правила Большинства «по умолчанию», которое я часто наблюдаю в своей практике, приносит много вреда. Некоторые вопросы должны решаться исключительно с использованием правила консенсуса. Например, определение Критериев Готовности (Definition of Done), Рабочих Договоренностей (Working Agreements), времени Ежедневного Скрама (Daily Scrum).

  • Я рекомендую провести воркшоп, на котором вы определитесь с нужными правилами и договоритесь о контексте их применения. Дополнительно можно выработать критерии для определения того, каким правилом вы будете пользоваться в каждом отдельном случае. Например, если важность вопроса больше шести (6) по десятибалльной (10) шкале, то вы можете договариться использовать в этом случае правило консенсуса.

И снова о Консенсусе. Определение Консенсуса – это результат процесса принятия решения, в результате которого каждый из участников встречи понимает, что он готов жить с этим решением и поддерживать его. Может возникнуть спонтанно после Мультиголосования или даже после горячего спора (Ingrid Bens, Advanced Facilitation Strategies).

«Я готов жить с этим решением и поддерживать его»

Консенсус совсем не означает, что все останутся по уши довольными или обретут в одночасье вселенскую гармонию. Также, Консенсус не означает, что мы принимаем самое лучшее из всех возможных вариантов. Мы просто используем консенсус в случае, если:

  • Вся команда должна принять участие в обсуждении

  • Мы хотим, чтобы люди активно поддерживала принятое ими решение

В поиске консенсуса. Итак, давайте представим себе типичную ситуацию:

Команда проводит встречу и плавно приближается к завершению дискуссии. Есть одно или несколько возможных решений вопроса, вынесенного на обсуждение. Скрам Мастер уже исписал несколько флип-чартов (обычно у меня к этому моменту выпачканы руки). Команда предварительно договорилась о том, что решение будет приниматься правилом консенсуса. Скрам Мастер решает проверить его достижение.

Теперь давайте посмотрим на инструмент, который может использовать Скрам Мастер для этого. Инструмент называется «Градиенты Консенсуса» и представляет собой колоду из 7 карт, которую мы выдаем каждому голосующему:

  • Veto (1)  — полная блокировка или ветирование решения. У вас нет ни единого шанса, чтобы я поддержал «это».

  • Serious Disagreement (2) — серьезные разногласия не позволяют мне поддержать это решение. Я пас.

  • Support with Reservations (3) — у меня есть определенные возражения, но я готов жить и поддерживать это решение, если оно будет принято командой.

  • Agreement with minor contention (4) — не идеально и у меня есть определенные замечания, но, в общем, хорошее решение.

  • Whole hearted Endorsement (5) – абсолютная поддержка. Положитесь на меня.

  • Abstain – решение никак не влияет на мою работу, можете не принимать мое мнение в счет.

  • More discussion needed – я не смог полностью разобраться в вопросе. Предлагаю возобновить дискуссию.

 

cards

Карта, которая наиболее точно отражает смысл консенсуса  — карта Support with reservations (3) “I can live with it”. Мы не можем всецело и полностью разделять предложенное решение, у нас, возможно, есть определенные возражения, но мы готовы жить и поддерживать его. Обратите внимание на две особые карты без цифр – “Abstain”“More discussion needed”. Последняя из них имеет то же значение, что и карта с чашкой кофе, которую можно встретить в колоде Planning Poker.

Скрам Мастер плавно подводит команду к завершению дискуссии. Затем он дает каждому колоду с Градиентами Консенсуса и просит проголосовать. Команда выкидывает карты и Скрам Мастер видит следующий расклад.

set_1

Если при голосовании хотя бы один человек выбрасывает карту с цифрой меньше тройки (3), то это означает, что у нас не достигнут консенсус.

Что же делать дальше? Задаем последовательно два открытых вопроса:

  • Почему ты выбросил 2?

  • Что может изменить для того, чтобы ты поставил 3 (4)?

Для фокусированной дискуссии Скрам Мастер может ограничить дополнительное обсуждение во времени. Затем мы снова голосуем. Если мы получили консенсус со второго раза – отлично, но часто команды не могут придти к нему даже после нескольких раундов обсуждения.

real_steps

Долго не приходим к консенсусу. Что делать?

  • Если мы долго не можем придти к консенсусу даже после нескольких раундов обсуждения, то Скрам Мастер может объявить перерыв, собраться с мыслями и после предложить команде новые фасилитационные инструменты. Это могут быть Сетки принятия решений, Cons/Pro анализ, объединение сильных сторон нескольких решений в одно и т.д. Главное, о чем стоит помнить в этом случае это то, что Скрам Мастер выступает в нейтральной роли фасилитатора. Он владелец процесса, но не содержимого дискуссии. Даже если очень велик соблазн закончить обсуждение, Скрам Мастер должен сделать шаг назад и предложить новый инструмент для принятия решения.

  • Можно провести приблизительный Cost/Benefit анализ. Цена принятия решения возрастает с количеством времени, которое было потрачено на обсуждение проблемы. Возможно, вы уже прошли точку, после которой дальнейшие попытки придти к консенсусу стоят слишком дорого. Предложите команде использовать менее строгое правило. Это может быть правило Консенсус – 1 или Квалифицированное Большинство. Некоторые команды приходят к правилу, в соответствии с которым первые 2 раунда обсуждения идут с правилом Консенсуса, после которого автоматически включается правило Консенсус – 1, а затем и простого большинства. Взвесьте все плюсы и минусы такого подхода для вас.

Вы можете скачать, распечатать и использовать карты градиентов консенсуса, перейдя по этой ссылке.

 

© http://www.unusual-concepts.ru/blog/2014/07/decision-rules-in-teams/

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: