J3qx

information archive

Коммуникационная стратегия, как инструмент построения карьеры и личного бренда

Posted by j3qx на Январь 29, 2017

Коммуникационная стратегия, как инструмент построения карьеры и личного бренда


Источник

Вопрос построения и развития карьеры в IT является настолько важным, что ему посвящены многочисленные статьи, посты и тренинги. Тем не менее, в сети вообще, и на хабре в частности, мне не так часто попадались публикации, в которых был бы комплексно освещен вопрос продвижения в интернете своего личного бренда, как профессионала-IT-шника.

Информация пришла из области гуманитарных наук, поскольку социологи и PR-щики уже давно научились коммуницировать гораздо эффективней технарей, и в этом плане у них есть чему поучиться.

Инструмент построения карьеры и продвижения личного бренда называется «коммуникационная стратегия» и ниже рассказывается о том, как он может быть применен в сфере IT для профессионального и личностного роста.

Не так давно я запостил на Хабре серию статей о продвижении и систематизации публикаций в web. Вроде бы задача важная, но не оставляло ощущение некоторой незавершенности. И только, разобравшись с тем, что такое коммуникационная стратегия, у меня получилось создать цельную картину.

Каким образом представить и подать себя как специалиста (или «вольного» консультанта), о котором мечтает любая компания? Очевидно, что, как и для любой непростой задачи, решение должно быть комплексным.

Структура коммуникационной стратегии

В этой публикации я рассматриваю коммуникационную стратегию применительно к персональному профессиональному бренду.

Общая структура коммуникационной стратегии представлена в виде Mind Map и включает в себя следующие составляющие:

— Background (исходные положения);
— Objectives (цели);
— Communication Activities (коммуникационная деятельность);
— Evaluation (оценивание достигнутых результатов);
— Additional Activities (дополнительная деятельность).

Рассмотрим ниже эти составляющие.

Background (исходные положения)

Прежде чем приниматься за какую-либо деятельность, было бы неплохо сначала осмыслить, а зачем, собственно говоря, все это нужно. Как правило, во главе угла находится какая-то проблема, неудовлетворенная потребность, которую надо решать на основе анализа сложившейся ситуации.

Я бы сформулировал ключевую потребность, как необходимость понимания того, каким образом должна строиться и развиваться карьера. Вторым дополняющим моментом является связанное с карьерой построение стратегии самообразования и персонального развития. Думаю, никто не сомневается в необходимости того, что называется Life Long Learning. Вокруг нас столько обучающей информации, как в ней не утонуть? Ответить на этот вопрос как раз и поможет карьерная стратегия. И есть еще один важный момент – личная и профессиональная миссия, тот компас, который указывает нам направления даже тогда, когда вокруг штормы и цунами (про миссию тоже много чего можно почитать, если погуглить).

Objectives (цели)

После анализа исходной ситуации переходим к формированию целей стратегии. Сначала сформулируем общую цель коммуникации. Очевидно, что такой целью, в первую очередь, является развитие персонального бренда, т.е. создание имиджа востребованного и узнаваемого профессионала.

После этого выявляем целевые аудитории. Здесь есть одна не вполне очевидная, но очень продуктивная идея. Надо стараться коммуницировать не только и не столько с уже сложившимся кругом общения, столько с тем кругом общения, в который хотелось бы в идеале попасть.

Кто может нас интересовать с точки зрения «работы мечты»? Очевидно, что это три категории:

— во-первых, это HR-ы (Human Resource Managers), люди, которые осуществляют первичный отбор наших резюме;
— во-вторых, это топ-менеджеры компаний, которые принимают решения о назначении нас на должность с выплатой определенного вознаграждения;
— в-третьих, это ключевые специалисты (ведущие инженеры, менеджеры, профессора, исследователи), те, в команде с которыми мы хотели бы работать и расти, те, кто является для нас авторитетом и примером в профессии.

Для всех трех категорий мы должны быть «видимы», а для этого нам необходимы средства привлечения внимания и трансляции некоторого сообщения.

После такого сегментирования, для каждой целевой аудитории нам надо сформулировать свою частную цель и сообщение (message). Несколько упрощая, я бы сформулировал так.

Для HR-ов:

— цель: привлечь внимание к резюме;
— сообщение: я соответствую требованиям компании к кандидату на интересующие меня позиции.

Для топ-менеджеров:

— цель: привлечь внимание к себе, как к продвинутому специалисту и личности («продвинутые» топы ищут, в первую очередь, единомышленников);
— сообщение: мои ценности соответствуют ценностям компании.

Для ключевых специалистов:

— цель: привлечь внимание к себе, как к продвинутому специалисту и личности;
— сообщение: моя профессиональная деятельность легко интегрируется с вашей, и создаст ценность.

Прочие «нужные» контакты тоже никто не отрицает. Здесь просто не надо строить иллюзий, что жизнь селебрити и всяких прочих «топ» прекрасна и удивительна. К сожалению, существует некий порог, после которого человек себе уже не принадлежит. Как здесь быть? Мне в свое время был дан совет, что общаться надо с высокодуховными личностями. Понятие «духовности» у каждого свое, поэтому углубляться не будем.

Communication Activities (коммуникационная деятельность)

Теперь самое главное – что именно нам делать, чтобы реализовать нашу карьерную стратегию и построить привлекательный и узнаваемый профессиональный бренд?

Начать лучше с плана. При планировании надо определить те коммуникационные каналы, которые будут использоваться для продвижения. Реалии таковы, что фокус коммуникаций сместился в он-лайн, поэтому рассматриваем, в первую очередь, социальные сети и профессиональные ресурсы. При этом офф-лайн коммуникации (митапы, выставки, конференции и т.п.) также имеет смысл использовать. Кроме того, план должен определять долгосрочные цели (о замерах достижения количественных целей скажу немного позднее) и краткосрочные задачи, например, план постов и других активностей на неделю или на месяц.

Итак, социальные сети. Присутствие в linkendin и Facebook на сегодняшний день является стандартом де-факто. В linkendin заполняем разделы профиля-резюме. Facebook в большей мере является нашей социальной анкетой.

На мой взгляд, в Facebook и прочих сетях важно честно и без искажений транслировать свои ценности, такие как политика и религия семья, образ жизни, окружение, хобби, путешествия, волонтерство и т.п. Ну а если вдруг что-то «приукрашиваем», то важно понимать, зачем мы это делаем, и к каким последствиям это может привести. В любом случае, Facebook и другие социальные сети могут, как усиливать, так и снижать наш позитивный имидж.

Важными аспектами linkendin и Facebook является участие в профессиональных группах через посты (репосты) и комментарии. Стиль общения тоже во многом влияет на имидж, поскольку демонстрирует наши ценности.

Далее идут профессиональные сайты, которые также, по сути, являются социальными сетями. Кончено, здесь найдется место любимому «хабру» и другим IT-сообществам, с учетом личного профессионального фокуса. Я, например, занимаюсь научной деятельностью, поэтому для меня важно присутствие в Research Gate, Google Scholar и ORCID.

Можно также рассмотреть другие, пока еще более «экзотические» для нас коммуникационные каналы: написание статей в Wikipedia, посты в Instagram, видео на YouTube и т.д.

Не забываем и про стандартные инструменты самопрезентации, такие как резюме и портфолио. По этой теме можно найти массу информации, отмечу только два важных момента:

— резюме и портфолио необходимо периодически пересматривать и дополнять;
— резюме и портфолио должны быть адаптируемы под конкретную ситуацию и аудиторию.

Собственный блог или сайт также является важным коммуникационным инструментом.

Кроме того, есть смысл изучить, насколько возможно повысить для себя visability на сайте той компании, в которой Вы сейчас работаете (персональная страничка, блог компании и т.п.).

Evaluation (оценивание достигнутых результатов)

Теперь, пожалуй, самый сложный момент. Как оценить эффективность предпринятых действий и понять, что мы действительно движемся в нужном направлении?

Известно, что цели, в идеале, должны быть измеряемы. Очевидно, что их формулировка должна укладываться в ценности нашей профессиональной стратегии. Итак, чего мы хотим? Определенного количества денежных единиц в месяц?

Или, может, быть знаменитым? Если «знаменитым», то как это измерить? Количеством упоминаний в соцсетях? Индексом цитирования? Рейтингом «хабра»?

В общем, в этом моменте можно ступить на такой «тонкий лед», как «что такое счастье?» и «насколько я удовлетворен своей жизнью?» Вопросы эти правильные, но для того, чтобы поймать измеряемые маркеры для оценивания, можно порекомендовать метод постановки целей SMART.

Еще одним важным моментом является бюджетирование вкладываемых ресурсов. В описываемом случае мы, как правило, имеем дело, в первую очередь, с личным временем, нашим самым главным ресурсом. Однако, при серьезном продвижении бренда, как и в любой PR-компании, могут понадобиться финансовые и другие ресурсы.

Additional Activities (дополнительная деятельность)

В данную категорию попадает все то, что не связано напрямую с нашей профессиональной деятельностью, но, тем не менее «льет воду на мельницу» нашего позитивного имиджа, все то, что представляет нас, как интересную и привлекательную для общения личность: рассказы о хобби, пережитом опыте, путешествиях, прочитанных книгах и просмотренных фильмах, фото, статьи и посты, семейные истории, опыт получения новых знаний и опыт обучения других людей, социальная деятельность и т.п.

Для передачи своего неповторимого образа важно не впадать в противоречия. Например, если человек одновременно лайкает и посты о вегетарианстве, и рецепты мясных блюд, то доверие к нему явно не повышается.

И, конечно же, в процессе коммуникационной деятельности мы должны непрерывно совершенствовать наши навыки, и планировать дальнейшую деятельность, основываясь на полученных результатах: Plan – Do – Check – Act.

Заключение

В заключении скажу, что я не являюсь специалистом по коммуникациям и PR-компаниям. Поэтому, я не могу похвастаться многочисленными историями успеха. Пишу я на эту тему потому, что для меня вопрос построения персонального бренда является актуальным. Моя же карьера пережила несколько нетривиальных поворотов, и я пониманию, что успех (или неудача) полностью зависит от наличия (или недостатка) осознанности. Мне представляется, что коммуникационная стратегия является «просветляющим» инструментом, привлекающим осознанность в нашу жизнь, вот я и решил поделиться своими мыслями с сообществом. Думаю, что многие изложенные мною пункты могут быть дополнены и откорректированы читателями, исходя из их опыта и предпочтений.

И вроде бы большинство фактов о коммуникациях очевидны, но когда они складываются в единый пазл, то приходит озарение («…вот оно что, Михалыч..»).

 

© https://habrahabr.ru/post/317332/

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: